Туркменистан глазами российского дипломата: откровенный разговор с послом Иваном Волынкиным
Посол России в Туркменистане Иван Волынкин в передаче «Персона грата» на радио «Спутник» рассказал о своей дипломатической карьере, основных направлениях российско-туркменских отношений, о культуре Туркменистана, своих впечатлениях от беломраморного Ашхабада, умного города Аркадаг и многом другом.
– Если открыть любой туристический путеводитель, то первое, что можно прочитать о Туркменистане, это то, что это очень закрытая страна. Её очень часто сравнивают с Северной Кореей и с Эритреей. Насколько оправдана такая точка зрения? И каково нашим дипломатам работать в государстве со столь самобытной социально-политической системой?
– Спасибо большое. Очень интересный вопрос. На мой взгляд, закрытость Туркменистана – это понятие весьма относительное, и сравнивать Туркменистан с другими странами, в том числе с названными, я думаю, не совсем правомерно и корректно.
Могу сказать, что здесь регулярно и довольно часто проводятся различные международные мероприятия, проходят международные форумы с участием высшего руководства различных стран, осуществляются официальные рабочие визиты иностранных делегаций, организуются всевозможные международные выставки, конференции, симпозиумы. Сюда также приезжают деятели культуры со всего мира, развивается и туристическое направление, строится большое количество инфраструктурных туристических объектов.
В то же время Туркменистан сохраняет свою культурную и историческую самобытность. Все мероприятия в обязательном порядке сопровождаются народным творчеством, народными песнями, народными танцами. Когда смотришь на это, это очень приятно. Не каждая страна может похвастаться таким бережным отношением к своей истории, культуре, традициям, обычаям. Тут есть что посмотреть и чему поучиться.
Что касается вопроса, как нам, дипломатам, тут живется – если кратко, то интересно. Как я уже говорил, много мероприятий, на которые в обязательном порядке приглашают дипломатический корпус. В ряде мероприятий, особенно спортивных, мы принимаем непосредственное участие. Это различные турниры, соревнования с участием команд дипмиссий. Особую нескрываемую радость у меня вызывает ежегодный велопробег, посвященный Международному дню велосипеда. Этот пробег всегда возглавляет уважаемый Президент Сердар Бердымухамедов. Хотелось бы выразить ему, а также уважаемому Национальному Лидеру туркменского народа, председателю Халк Маслахаты Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедову признательность за внимание, которое они уделяют аккредитованным здесь дипломатам.
Что касается бытовых условий, грех жаловаться. Жилищные условия хорошие, снабжение продуктами питания и товарами промышленного производства на самом высоком уровне. Причём хотелось бы отметить, что продукты питания все очень качественные и вкусные. И все это находится в свободном доступе.
Я призываю не верить недобросовестным блогерам насчёт того, что они пишут про Туркменистан. Приезжайте сюда и сами убедитесь в том, что все якобы имеющие место ограничения и запреты – это пустые выдумки недоброжелателей.
И, наверное, ещё хотелось бы отметить один момент: Туркменистан – многонациональное государство, в котором проживают люди многих национальностей, причём их объединяет общий мир и согласие, несмотря на национальную и религиозную принадлежность. Здесь народ доброжелательный, отзывчивый, трудолюбивый и гостеприимный. В целом же Туркменистан – совершенно безопасная страна. По Ашхабаду вы можете совершенно спокойно гулять в любое время суток. Приезжайте в Туркменистан, увидите своими глазами, какое это замечательное государство.
– С 1995 года Туркменистан официально провозгласил себя нейтральным государством. Мы знаем, что Ашхабад на правах ассоциированного члена входит в СНГ и достаточно осторожно относится к различным интеграционным процессам в регионе. Напротив, соседние тюркские государства активно вовлечены и в наши Россия-центричные проекты, такие как ОДКБ, ЕАЭС и другие инициативы. Вы уже сказали много хороших слов про народ Туркмении, про её культуру, про общество. А как Туркмении в области политики удаётся выстраивать такие равноудалённые отношения с глобальными центрами силы и проводить такой достаточно независимый и прагматичный внешнеполитический курс?
– Я хотел бы подчеркнуть, что заявленный Туркменистаном статус постоянного нейтралитета поддержан всем мировым сообществом, включая Российскую Федерацию, в соответствии с резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН 1995 и 2015 годов. Это решение, продиктованное в первую очередь стремлением к обеспечению благоприятных внешних условий для стабильного развития страны, находящейся в непростом геополитическом окружении, продемонстрировало жизнеспособность и потенциал для отстаивания своих национальных интересов на международной арене.
При этом Туркменистан открыт для международного и регионального взаимодействия, выстраивания стратегических партнёрских отношений с Россией, соседями по региону, другими странами и международными организациями. К слову, именно по инициативе Туркменистана Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла резолюцию об объявлении 2021 года Международным годом мира и доверия, соавтором которой также стала и Российская Федерация.
В ходе визита Президента Туркменистана Сердара Бердымухамедова в Россию в 2022 году наши страны подписали Декларацию об углублении стратегического партнёрства. Подтверждением особого характера дружественных отношений между Россией и Туркменистаном является высокая динамика двусторонних контактов на высшем уровне. Два месяца назад, 9 мая, президент Туркменистана по приглашению Владимира Владимировича Путина посетил Москву для участия в мероприятиях, посвящённых 78-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Хочу отметить, что здесь помнят и чтят общую историю борьбы наших народов против фашизма, а День Победы празднуется на официальном уровне.
На правах ассоциированного члена СНГ туркменская сторона принимает участие во всех основных мероприятиях Содружества, укрепляет взаимодействие с партнёрами, в первую очередь в экономической и гуманитарной сферах, выступает организатором встреч, в том числе на высшем и высоком уровнях, выдвигает международные инициативы в рамках Содружества Независимых Государств.
Более того, в 2019 году Туркменистан исполнял функции председателя СНГ. А буквально недавно, в конце мая текущего года, в Ашхабаде состоялось очередное заседание Совета глав правительств СНГ с участием председателя правительства Российской Федерации Михаила Мишустина, в ходе которого было единогласно одобрено решение об объявлении Ашхабада городом новых спортивных возможностей Содружества. Кроме того, была достигнута договорённость о проведении в стране международных спортивных игр с участием спортсменов не только из стран-участников СНГ, но и других государств.
Туркменистан заинтересован в подключении к региональным логистическим и энергетическим проектам, включая создание международного транспортного коридора «Север-Юг», а также во взаимодействии в вопросах преодоления проблем, связанных с изменением климата, в том числе на Каспии и в Приаралье.
Руководство страны регулярно участвует в качестве почётных гостей во встречах на площадке Шанхайской организации сотрудничества, разделяет основные подходы и цели указанной организации, рассматривает возможности для дальнейшего расширения экономического сотрудничества со странами-членами ШОС и ЕАЭС.
При этом Туркменистан поддерживает взаимовыгодные отношения с другими странами региона и дальнего зарубежья в интересах развития национальной экономики и гуманитарных связей. В том числе поддерживаются такие отношения с Китаем, Ираном, Турцией, Азербайджаном, Афганистаном, Пакистаном, Японией, Южной Кореей, с арабскими государствами, рядом западных стран. Что весьма важно, такое сотрудничество Ашхабад обуславливает строгим признанием со стороны партнёров своего нейтрального статуса, не допуская отступления от этого принципа в обмен на какие-либо посулы. Этот курс отражает осознанный выбор суверенного государства. Ведь, несомненно, чтобы оставаться подлинно нейтральным в современном мире с его разделительными линиями, важны прежде всего – к сожалению, не всем присущие – стойкость и характер.
– Иван Кириллович, вы упомянули, что Туркменистан проводит достаточно многовекторную внешнюю политику. А вот на бытовом уровне чувствуется ли влияние разных государств? Ну, скажем, российское влияние через наше общее прошлое, через какие-то российско-туркменские браки, турецкое влияние, если мы говорим о лингвистическом компоненте, китайское, может быть, в виде инвестиций. И вот эти различные влияния, которые оказываются на Туркменистан, – это всё-таки игра с положительной суммой, где удаётся внерегиональным игрокам одновременно синергетически работать, или же всё-таки это потенциал для игры с нулевой суммой? Как бы вы могли охарактеризовать свои общие бытовые ощущения от нахождения в Ашхабаде и не только?
– Я хотел бы сказать, что, конечно же, все эти элементы, о которых вы сейчас говорили, играют только в плюс для Туркменистана. Действительно, здесь очень много смешанных браков. Это многонациональное государство, среди крупнейших диаспор здесь русская, армянская, азербайджанская. И, естественно, совершаются браки между представителями этих диаспор. Все диаспоры живут в мире. Языком межнационального общения здесь является русский язык. Большинство населения понимает и говорит по-русски, это очень важно.
Что касается турецкого влияния, несомненно, языковая близость играет свою роль. Если мы включим телевизор, то, конечно же, увидим очень много турецких каналов. Люди смотрят турецкие каналы наряду с российскими. Это интересно.
Китайское влияние тут тоже чувствуется. Мы видим в городе автобусы с китайскими туристами, приезжающими сюда. Очень интересно для них побывать в такой стране, как Туркменистан. И, конечно же, инвестиции, совместные экономические проекты. Я думаю, что самое важное в этом то, что Туркменистан исходит исключительно из своих национальных интересов и никому не позволяет нарушить его суверенитет и нейтральный статус.
– То есть все эти вещи уживаются в одном целом. А вот с точки зрения бытового видения, удалось ли вам покататься по стране, увидеть что-то, кроме Ашхабада? Поскольку мы знаем, что есть совершенно красивый Туркменабат, Дашогуз и другие туркменские города. И в целом с точки зрения страны, как-то отличается, скажем, центр страны от севера, севера от юга? Есть ли какие-то региональные особенности, которые были бы интересны, в том числе и российским туристам, которые могли бы приехать в эту страну?
– Мне удалось уже поездить по Туркменистану. Хотя, конечно, могу сказать, что я больше всего знаком с Ашхабадом на данный момент, но побывал и в других регионах. Правда, не во всех ещё регионах побывал, но те, что посетил, произвели огромное впечатление.
Например, в Марыйском велаяте совершенно невероятный Древний Мерв, который известен ещё с давних времён. И во времена Советского Союза даже печатались марки и штамповались юбилейные монеты с изображением Древнего Мерва. Это уникальный комплекс, который каждому туристу, прибывшему в Туркменистан, я рекомендую посмотреть.
Побывал я также и в Туркменабаде, фактически на границе с Узбекистаном. Тоже очень интересный город со своими особенностями, со своими галереями.
Что касается самого Ашхабада, это чудесный беломраморный город. Все новые здания облицованы белым мрамором, здания с неповторимой архитектурой. Нет ни одного здания, которое повторяло бы другое. Все очень разнообразно, красиво. Ведётся большая работа по озеленению города, очень много сажается деревьев ежегодно. Даже, по-моему, два раза в год проводятся такие массовые акции, в которых мы, как посольство, непосредственно участвуем.
Побывал я на берегу Каспийского моря в зоне отдыха под названием Аваза. Там выстроены чудесные отели, тоже из белого мрамора, красивые строения, и туда, конечно, едут отдыхать все жители Туркменистана и стараются попасть туда приезжие.
Недалеко от Ашхабада построен абсолютно новый город. В этом году ему буквально в конце июня исполнился всего лишь один год. Он был сдан в прошлом году. Чудесный город, рассчитанный на 70 000 жителей. Хорошие квартиры, я заходил, смотрел, есть и коттеджи. Есть вся инфраструктура, включая медицинские центры, концертные площадки, различные развлекательные объекты. И там даже есть цирк, построен замечательный цирк. Это умный город, в котором, как предусмотрено, будут передвигаться только электромобили. Все оцифровано, все полностью в автоматическом режиме, то есть будущее налицо. Туркменистан движется вперёд семимильными шагами.
– Вы так интересно рассказываете про эту прекрасную страну, что нам уже захотелось купить билеты и поскорее к вам приехать в гости. Но, Иван Кириллович, не могу не задать свой, так сказать, коронный вопрос. Бытует мнение о том, что дипломатия – это не женская профессия. В основном она, в силу своей специфики работы в странах с тяжёлым климатом и вообще стрессовой работы дипломатов, достаточно сложна. Вот мы сейчас недавно закончили принимать наши выпускные государственные экзамены и обратили внимание на то, что большинство выпускников, которые хотят посвятить свою жизнь дипломатической службе, – это наш прекрасный пол. На примере работы, например, в нашем посольстве, вы могли бы развеять этот миф и вообще рассказать, как вы относитесь к этому достаточно, наверное, спорному и неправильному утверждению о том, что дипломатия – это чисто мужская профессия?
– Вы знаете, я не поддерживаю этот тезис о том, что дипломатия – это чисто мужская профессия. На некоторых участках дипломатической службы нужна именно женская настойчивость, женская скрупулёзность в каких-то делах. Могу сказать, что у нас в посольстве на дипломатической службе в данный момент находятся три женщины, и они очень хорошо справляются со своими обязанностями. Причём две из них работают в консульском отделе. Их непосредственное общение с гражданами, я думаю, носит более доверительный и результативный характер, чем общение с мужчинами. Так что я считаю, что это совершенно неверное утверждение. Все зависит непосредственно от способностей человека, от его желания. А какого пола этот человек – мужского или женского – это уже вторично.
– Иван Кириллович, если позволите, заключительный вопрос вам как руководителю и специалисту, который уже многие годы работает на дипломатическом поприще. Что бы вы могли пожелать молодым дипломатам, тем ребятам, которые только выбирают эту профессию для себя? У нас сейчас активный период подачи заявлений в различные университеты, и для многих ребят услышать ваши слова может иметь судьбоносную роль. Почему в принципе нужно заниматься дипломатией, чем эта профессия интересна и каким вы в принципе видите для себя дипломата будущего? Как он должен выглядеть?
– Во-первых, я хочу пожелать всем тем ребятам, которые выбрали для себя дипломатическую службу, успехов во всех их нелёгких будущих трудах. Дипломатическая служба действительно непростая, но она требует от человека большой подготовки и, конечно же, постоянного самосовершенствования. Те знания, которые получены в стенах университета, – это очень хорошо, замечательно. Но необходимо, конечно, развиваться, необходимо углублять эти знания. Необходимо очень настойчиво трудиться с тем, чтобы достичь каких-то высот. Знаете, получив знания в университете и как бы остановиться на этом – это значит, что человек обрёк себя на то, что движение по его дипломатической карьерной лестнице не будет. Нужно развиваться, нужно учиться. Нужно пройти все этапы. Не нужно никуда торопиться, потому что всему своё время. Нужно пройти все направления дипломатической работы. И, конечно же, нужно поработать и в центральном аппарате, и за рубежом, понимать всю нашу работу изнутри.